|
|
|
XIX век О жизни, учебе,
учениках и учителях того времени рассказывают архивные документы, публикации
прошлых лет. Вот что писал о 2-ом Тамбовском духовном училище Реморов Н.,
выпускник 7-х годов 19 века: («Странички прошлого. «Наблюдатель» 1900 г. №9) «В
одном низшем отделении училища около 120 человек (сколько усаживалось за
парты). Были и такие, которые сидели по 4-5 лет в одном классе. Учителя никогда
не объясняли уроков, а просто задавали «от сих до сих» и требовали при спросе
буквального ответа по книжке». Секли за провинности. Реформы 1860 года в
области образования не обошли стороной и духовные учебные заведения – вводились
новые учебные программы, отменялись розги. В 1866 году вышел
высочайший указ о выделении из казны 1,5 млн. рублей ежегодного пособия
духовным заведениям. Постепенно улучшались условия жизни учеников, повышалось
качество преподавания и во 2-ом Тамбовском духовном училище. На пожертвования
учителей приобретались книги для библиотеки. Так, в 1909 году в ней было 5278 томов, в т.ч. полные собрания сочинений
Гоголя, Гончарова, Мамина-Сибиряка, книги Жюль Верна, Киплига, Диккенса.
Взрослые, ленивые бурсаки изгонялись из училища, кулачные бои были запрещены.
Сменились преподаватели. Они были молодые, преподавали толково, по новому
методу обучения. В духовном училище стали изучать гражданскую историю,
природоведение. Первым смотрителем училища был статский советник, кандидат
богословия Михаил Козмин. Его сменяли Н. Виноградов, К.Д. Щукин, В.И.
Казанский. Он окончил С.-Петербургскую духовную академию. Среди преподавателей
училища было немало кандидатов богословия. Немного об истории
создания духовных училищ: В конце 19 века в
России существовало 186 духовных училищ. Они причислялись к низшему типу
учебных заведений и давали первоначальное образование. Проект создания духовных училищ был разработан в
1808 году, а в 1814 году был издан устав, подготовленный известным
государственным деятелем графом М.М. Снеронским. Согласно уставу училища были
предназначены «для первоначального
образования и подготовления детей к служению православной церкви» и находились
в живой и неразрывной связи с семинариями. Духовные училища задумывались как
сословные учебные заведения для бесплатного обучения детей провинциальных церковнослужителей.
Серафимовское училище было четырехклассным, с годичным
курсом обучения в каждом. Если до 60-х годов
ученики были разновозрастными, то после реформы училищ в 1868-1869 гг. в них
стали принимать только 9-10-летних детей. Многие из них уже имели начальное
представление о грамоте, но до середины 80-х годов это не являлось обязательным:
вступительных экзаменов, как в гимназию, не было. Большинство учеников
оканчивало курс училища в 14 лет и получало право продолжать образование в
семинарии (учеников в семинарию принимали не старше 16 лет). С 1884 года
выпускники получали ещё и свидетельство учителя церковно-приходской школы. Программа обучения
неоднократно изменялась, но обязательную ее основу составляли богословские и
общеобразовательные предметы. Их количество в разные периоды колебались от 9 до
14. К концу 19 века объем общеобразовательной
подготовки был приближен к программе
4-х классов гимназии. Основными предметами были катехизис и церковный устав,
священная история, русская церковная и гражданские истории, а также русский
язык, греческий и латинский языки, география, арифметика, церковное пение и
чистописание. Экзамены сдавали раз в год за каждый класс перед летними
каникулами. Будни были целиком
отданы учебе. Уроки обычно начинались в 9 часов. Каждый день было 4 урока
продолжительностью один час. Время до занятий (ученики вставали в 6 часов утра)
отводились молитве, завтраку, повторению и подготовке заданий. После уроков они
должны были выполнять домашнее задание. Воскресенье и
праздничные дни посвящались коллективной молитве (совместное посещение службы в
храме) и отдыху. В эти дни на квартиры учеников с целью проверки поведения
заходили учителя. В весеннее и осеннее время ученики много гуляли, зимою
катались с гор. Любили играть в чехарду, «чет-нечет». Родители навещали детей
редко. На летние каникулы учащихся отпускали домой. На рождество и Пасху – если
за ними кто-нибудь приезжал. Источник: www.liceum-6-tmb.narod.ru
Есть что добавить - пишите SchoolDay@yandex.ru |