На домашнюю страничку
Полезно


XIX век XX век Настоящее Выпускники
Горячие новости О школе Об учителях Помощь ученикам Полезно Школьные шутки Фотографии Форум Авторы

XIX век

 

О жизни, учебе, учениках и учителях того времени рассказывают архивные документы, публикации прошлых лет. Вот что писал о 2-ом Тамбовском духовном училище Реморов Н., выпускник 7-х годов 19 века: («Странички прошлого. «Наблюдатель» 1900 г. №9) «В одном низшем отделении училища около 120 человек (сколько усаживалось за парты). Были и такие, которые сидели по 4-5 лет в одном классе. Учителя никогда не объясняли уроков, а просто задавали «от сих до сих» и требовали при спросе буквального ответа по книжке». Секли за провинности.

Реформы 1860 года в области образования не обошли стороной и духовные учебные заведения – вводились новые учебные программы, отменялись розги.

В 1866 году вышел высочайший указ о выделении из казны 1,5 млн. рублей ежегодного пособия духовным заведениям. Постепенно улучшались условия жизни учеников, повышалось качество преподавания и во 2-ом Тамбовском духовном училище. На пожертвования учителей приобретались книги для библиотеки. Так,  в 1909 году в ней было 5278 томов, в т.ч. полные собрания сочинений Гоголя, Гончарова, Мамина-Сибиряка, книги Жюль Верна, Киплига, Диккенса. Взрослые, ленивые бурсаки изгонялись из училища, кулачные бои были запрещены. Сменились преподаватели. Они были молодые, преподавали толково, по новому методу обучения. В духовном училище стали изучать гражданскую историю, природоведение. Первым смотрителем училища был статский советник, кандидат богословия Михаил Козмин. Его сменяли Н. Виноградов, К.Д. Щукин, В.И. Казанский. Он окончил С.-Петербургскую духовную академию. Среди преподавателей училища было немало кандидатов богословия.

Немного об истории создания  духовных училищ:

В конце 19 века в России существовало 186 духовных училищ. Они причислялись к низшему типу учебных заведений и давали первоначальное образование.

Проект  создания духовных училищ был разработан в 1808 году, а в 1814 году был издан устав, подготовленный известным государственным деятелем графом М.М. Снеронским. Согласно уставу училища были предназначены «для  первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви» и находились в живой и неразрывной связи с семинариями. Духовные училища задумывались как сословные учебные заведения для бесплатного обучения детей провинциальных  церковнослужителей.

Серафимовское училище было четырехклассным, с годичным курсом обучения в каждом.

Если до 60-х годов ученики были разновозрастными, то после реформы училищ в 1868-1869 гг. в них стали принимать только 9-10-летних детей. Многие из них уже имели начальное представление о грамоте, но до середины 80-х годов это не являлось обязательным: вступительных экзаменов, как в гимназию, не было.

Большинство учеников оканчивало курс училища в 14 лет и получало право продолжать образование в семинарии (учеников в семинарию принимали не старше 16 лет). С 1884 года выпускники получали ещё и свидетельство учителя церковно-приходской школы.

Программа обучения неоднократно изменялась, но обязательную ее основу составляли богословские и общеобразовательные предметы. Их количество в разные периоды колебались от 9 до 14. К концу 19 века объем  общеобразовательной подготовки был приближен  к программе 4-х классов гимназии. Основными предметами были катехизис и церковный устав, священная история, русская церковная и гражданские истории, а также русский язык, греческий и латинский языки, география, арифметика, церковное пение и чистописание. Экзамены сдавали раз в год за каждый класс перед летними каникулами.

Будни были целиком отданы учебе. Уроки обычно начинались в 9 часов. Каждый день было 4 урока продолжительностью один час. Время до занятий (ученики вставали в 6 часов утра) отводились молитве, завтраку, повторению и подготовке заданий. После уроков они должны были выполнять домашнее задание.

Воскресенье и праздничные дни посвящались коллективной молитве (совместное посещение службы в храме) и отдыху. В эти дни на квартиры учеников с целью проверки поведения заходили учителя. В весеннее и осеннее время ученики много гуляли, зимою катались с гор. Любили играть в чехарду, «чет-нечет». Родители навещали детей редко. На летние каникулы учащихся отпускали домой. На рождество и Пасху – если за ними кто-нибудь приезжал.

Источник: www.liceum-6-tmb.narod.ru



Есть что добавить - пишите SchoolDay@yandex.ru

©2007 All rights reserved.
Hosted by uCoz